Книги2 383
Статьи2 537
Новые поступления0
Весь каталог4 920
Поиск




Рекомендуем прочитать
Соловьев В.
Философские начала цельного знания
Владимир Сергеевич СОЛОВЬЕВ (1853 - 1900) - выдающийся русский религиозный философ, поэт, публицист и критик. Свое философское мировоззрение Соловьев изложил в трактате "Философские начала цельного знания", который может считаться по нынешним определениям наилучшим образцом философской классики, как учение о сущем, бытии и идее.

Высшее образование
Если вы хотите получить первое или второе высшее образование не выходя из дома, мы рекомендуем поступить в Гуманитарный Интернет Университет.
Полезный совет

На странице "Библиография" Вы можете сформировать библиографический список. Очень удобная вещь!

Алфавитный каталог
по названию произведения
по фамилии автора
 
А/ Б/ В/ Г/ Д/ Е/ Ж/ З/ И/ Й/ К/ Л/ М/ Н/ О/ П/ Р/ С/ Т/ У/ Ф/ Х/ Ц/ Ч/ Ш/ Щ/ Э/ Ю/ Я/
АвторЗаславская Т.И.
НазваниеСоциоструктурный аспект трансформации российского общества
Год издания1997
РазделСтатьи
Рейтинг0.03 из 10.00
Zip архивскачать (481 Кб)
  Поиск по произведению

Социоструктурный аспект трансформации российского общества 1

1. Трансформационная структура общества

Проблематика исследований современных трансформационных процессов является чрезвычайно широкой . Поэтому я остановлюсь лишь на одном , с моей точки зрения , очень важном , но мало изученном вопросе . Речь идет о социально - трансформационной структуре общества и ее влиянии на ход общественных преобразований .

Изучение социальной структуры постсоциалистических обществ не случайно привлекает приоритетное внимание социологов . Ведь это – своего рода " солнечное сплетение " общества . Без ясного представления о том , как она устроена , и в каких направлениях меняется , вряд ли можно эффективно решать стратегические проблемы общественного развития .

В механизме постсоциалистического трансформационного процесса изменения социальной структуры играют двоякую роль . С одной стороны , они отражают социальные результаты проведенных институциональных реформ , а с другой , предопределяют способность общества к дальнейшим социальным преобразованиям . Таким образом , изменение социальной структуры одновременно отражает как итоги закончившегося , так и " стартовые условия " предстоящего этапа преобразований .

Трансформационная структура общества представляет собой как раз ту специфическую проекцию его социальной структуры , которая непосредственно отражает момент единства прошлого и будущего . В качестве ее элементов выступают такие социальные общности , взаимодействия – сотрудничество , конкуренция , борьба – которых служат движущей силой трансформационного процесса .

Трансформационная структура отражает системное качество общества , особо значимое в период крутых перемен , а именно – его

  1. Текст актовой лекции , прочитанной автором в Екатеринбургском университете 14 февраля 2001 г . по случаю присуждения Демидовской лремии 2000 года «За выдающийся вклад в создание основ российской экономической социологии , решение крупных проблем в области экономики и социологии труда» Опубликовано в журнале : Социологические исследования . 2001. № 9. С .3 – 11.
  2. способность и готовность к саморазвитию , в том числе путем радикального преобразования и обновления своих базовых институтов и социальной структуры . Это важнейшее качество общества определяется соотношением , сравнительной влиятельностью и активностью социальных сил , заинтересованных в разных сценариях общественного развития и прилагающих существенные усилия к тому , чтобы эти сценарии реализовались на практике .

2. Инновационно - реформаторский потенциал общества

Одним из важных индикаторов качества трансформационной структуры является инновационно - реформаторский потенциал общества , в котором , как в молекуле ДНК , заложено его ближайшее будущее . Этот потенциал зависит от (1) институционального устройства , (2) социальной структуры , (3) человеческого потенциала и (4) культурно - политических особенностей общества . На мой взгляд , в нем можно выделить три компонента : реформаторский , социально - инновационный и адаптационный .

Реформаторский потенциал общества определяется , в первую очередь , установками и деятельностью элит ( разумеется , включая верхний слой бюрократии ), т . е . групп , оказывающих целенаправленное институциональное воздействие на ход трансформационного процесса . Эти группы разрабатывают новые правила игры , облекают их в правовую форму , организуют и контролируют их выполнение , отнюдь не забывая при этом о корпоративных и частных интересах .

Социально - инновационный потенциал общества зависит в первую очередь от мощности , социального качества и характера соответствующей деятельности средних слоев , располагающих , хотя и меньшими , чем элиты и субэлиты , но достаточно ощутимыми экономическими , политическими и культурными ресурсами . Представители этих слоев – предприниматели , менеджеры , профессионалы , чиновники , старшие офицеры – реализуют открываемые реформами возможности в своей практической деятельности .

Можно назвать четыре главных сферы их социально - инновационной активности . Первой служит хозяйственное предпринимательство - от индивидуального бизнеса до деятельности гигантских корпораций , второй – преобразование институтов социальной сферы : здравоохранения , образования , науки , культуры , социальной защиты и друг . Третья сфера – обновление идеологии и культуры . Я имею в виду деятельность ученых , журналистов , работников культуры , связанную с осмыслением происходящих в обществе процессов , поддержкой и пропагандой новых социальных ценностей , формированием компетентного общественного мнения по важнейшим проблемам развития общества и проч . Четвертой сферой является апробация новых форм самоорганизации , или формирование структур гражданского общества . С помощью этих структур первоначально рыхлая и инертная ткань общества как бы «прошивается» в разных направлениях независимыми от государства горизонтальными связями , становясь более упругой , способной к действенному отклику на воздействия извне .

Социально - инновационная деятельность средних слоев содействует укоренению устанавливаемых правящим слоем правил игры в социальной практике . Но одновременно она изменяет , корректирует и даже качественно преображает эти правила , тем самым , оказывая существенное влияние на становление новых институтов .

Что касается адаптационного потенциала общества , то он зависит , в первую очередь , от объективного положения , установок и способов действия рядовых граждан страны – крестьян , рабочих и служащих , массовой интеллигенции . Располагая очень ограниченными ресурсами , они , на первый взгляд , не оказывают самостоятельного влияния на ход институциональных реформ , нередко становясь их заложниками . Однако мнение о незначительной роли этих групп в трансформационном процессе , на мой взгляд , обманчиво .

Дело в том , что ни установление новых правил игры , ни даже освоение новых форм организации общественной жизни , сами по себе , не являются конечной целью реформ , а следовательно , не могут служить и главным критерием оценки их результатов . В действительности таким критерием является преобразование социальных практик , отражающих повседневное поведение не столько верхних и средних слоев общества ( хотя и их тоже ), сколько самых массовых социальных групп . Я имею в виду трудовые , производственные , экономические , политические и правовые практики , характеризующие реальную жизнь данного общества . Изменение этих практик является результатом социально - инновационной деятельности и адаптационного поведения , прежде всего , массовых общественных групп . Неполнота , переходный характер и противоречивость вновь утверждаемых институтов создают обстановку , в которой индивидуальные акторы могут почти безнаказанно нарушать не устоявшиеся и слабо контролируемые нормы . Это существенно расширяет спектр их поведенческих стратегий . В зависимости от ситуации и собственных установок , они могут либо поддерживать и ускорять своей деятельностью осуществление реформ , либо саботировать новые правила , не отвечающие их интересам , либо активно формировать новые , часто неправовые нормы поведения . В условиях затухания целенаправленных реформ именно эта , на первый взгляд , скромная и незаметная деятельность становится одним из главных источников , как прогрессивных социальных изменений , так и стихийного развертывания общества в противоположную сторону . Мощность и конструктивность деятельностного отклика общества на осуществляемое сверху изменение правил игры – важнейший индикатор успеха ( или провала ) реформ .

3. Качество трансформационной структуры

Трансформационная структура общества характеризует уровень и направленность его социальной энергии , поэтому ее анализ в известной мере позволяет судить о его возможном будущем . Но изучена эта структура слабо . Правда , политические и экономические элиты , партии и общественные движения , финансово - промышленные группы , малые и средние фирмы изучаются достаточно широко . Но задача системного изучения субъектов трансформационного процесса и социальных механизмов их взаимодействия , насколько я знаю , пока не ставится . Между тем , готовность и способность российского общества к эффективному продолжению и завершению демократических реформ зависит , в первую очередь , от состояния элементов и характера связей трансформационной структуры , то есть от ее качества как целого .

5 Это качество проявляется не столько в масштабах , сколько в преимущественной направленности социальных новаций , их содержании . Ведь социальные новации не имеют имманентно присущего позитивного знака . Они могут носить и конструктивный , и деструктивный характер , вести как к повышению эффективности , так и к архаизации или криминальному извращению институтов и социальных практик , примеров чего можно привести немало .

Политики , взявшиеся за проведение реформ в начале 1990- х годов , на мой взгляд , недооценили потенциал негативной энергии , накопленный советским обществом . Результатом ее высвобождения стал невиданной силы выброс нелегитимных и криминальных новаций . Основная активность только что вышедших из «тени» предпринимателей , не обремененных ни правовыми , ни моральными нормами , оказалась направленной не на рост производства , а на хищническое самообогащение , в том числе ценой расхищения и разрушении общественного богатства . Обществу пришлось познакомиться с нелегальной ( а иногда и открытой ) торговлей невосполнимыми природными ресурсами , уникальными технологиями , секретной информацией , компроматом , оружием , наркотиками и проч . Возникли и окрепли институты бартера , неоплачиваемого наемного труда , рэкета , вооруженного бандитизма и терроризма .

Качество трансформационной структуры общества определяется широким кругом институциональных и социоструктурных факторов , на некоторых из которых я остановлюсь несколько позже . Пока же охарактеризую основные элементы этой структуры .

4. Элементы трансформационной структуры России

Трансформационная структура постсоциалистических обществ имеет два одинаково важных и относительно независимых измерения – социальное ( или вертикальное ) и культурно - политическое ( или горизонтальное ).

Первое измерение отражает иерархическую структуру общества . На его основе выделяются социальные слои , различающиеся уровнем социального статуса , масштабом и структурой используемых ресурсов , механизмами воздействия на трансформационный процесс . В основе же групп , образуемых с помощью второго измерения , лежит общность убеждений , культуры и интересов , выражающаяся в индивидуальных , групповых и коллективных действиях , сознательно направляемых или опосредованно способствующих реализации разных сценариев общественного развития .

«Пересечение» названных критериев позволяет в порядке первого приближения выделить социальные группы , играющие главные , причем существенно разные роли в процессе преобразования общества , то есть выступающие в качестве макроакторов трансформационного процесса . Рамки доклада не позволяют подробно осветить их особенности , а тем более – связывающие их сложные отношения . Поэтому ограничусь их краткой характеристикой в порядке убывания статуса и влияния , т . е . начиная с групп верхнего слоя и кончая социальным дном .

Верхний слой общества ( элиты и субэлиты ). На мой взгляд , в составе этого слоя ( охватывающего 4-5% населения ) можно выделить пять групп , существенно различающихся характером и направлениями своей трансформационной активности . Это :

а ) Консервативно ориентированная часть бюрократической и военной элиты и субэлиты . Она представлена государственными чиновниками , выполняющими наиболее важные распорядительные и распределительными функции , а также генералитетом силовых структур . Сегодня это , пожалуй , главный субъект подготовки и принятия властных решений , политического контроля и силового обеспечения их исполнения . В руках этой общественной группы формально сосредоточены ключевые управленческие функции , что придает ей огромную силу . Интересы бюрократии и силовиков традиционно связаны с усилением государства , включая его роль в экономике , упорядочением отношений между Центром и регионами , сохранением целостности России , ростом ее влияния в мире . В принципе вектор интересов этой группы сегодня более или менее созвучен интересам общества , давно мечтающего о восстановлении правового порядка . Однако демократический и бюрократический порядок – это существенно разные вещи . При отсутствии сдержек и противовесов со стороны гражданских структур ( пока находящихся в зачаточном состоянии ) дальнейшее усиление бюрократии , традиционно

представляющей в России мощнейшую силу , грозит склерозированием общественного устройства и новым омертвлением едва ожившего общества . ( События , связанные с НТВ , закрытие московского представительства радио «Свобода» и др .).

б ) Группа новой экономической элиты и субэлиты охватывает представителей крупного и крупнейшего капитала – «олигархов» , собственников и менеджеров финансово - промышленных групп , банков , бирж , крупных предприятий и фирм . Эта группа заинтересована , прежде всего , в сохранении , легитимации и прочных гарантиях той собственности , которую она приобрела в процессе реформ , как правило , далеко не правовыми путями . В более широком плане интересам этой группы отвечают подъем российской экономики и ее интеграция в мировую систему , дальнейшее развитие рыночных институтов , укрепление правопорядка , социальная стабильность . В последнее время заметно активизировалось стремление экономических магнатов либо непосредственно проникнуть во властные структуры , либо и подчинить их своим интересам .

в ) Верхушка коммунистических сил , в основном состоящая из бывшей номенклатуры , пытается представить себя борцом за народное счастье , декларирует такие близкие сердцу россиян социалистические и патриотические ценности , как коллективизм , социальная справедливость , равенство жизненных шансов , трудовой характер доходов и проч . Однако конструктивной программы преобразования современной российской действительности у коммунистов , как известно , нет . К тому же многие представители этой группы успели обзавестись достаточно крупной собственностью , что ставит под сомнение искренность их политических деклараций . Политически более умеренная часть бывшей и современной коммунистической элиты разделяет социал - демократические ценности , связанные с идеями социального государства , смешанной экономики политической демократии . Однако в верхах нашего общества социал - демократы представлены слабо .

г ) Либеральная элита , тяготеющая к правым партиям и движениям , ратует за последовательное развитие рынка и дальнейшее ослабление государственного вмешательства в экономику . Если учесть , что в последние годы такое вмешательство осуществлялось , главным образом , средним и нижним звеньями бюрократии в их собственных коррупционных интересах , то в этом можно признать определенный резон . Однако , мелочное и деструктивное вмешательство бюрократии не следует путать с государственным регулированием макроструктурных преобразований экономики и социально - экономических отношений , возникающих в результате реформ . Такое регулирование необходимо и безусловно нуждается в усилении . В период своего нахождения у власти радикал - либералы проявили себя как недостаточно подготовленные , асоциальные и безответственные политики , что лишило их общественного доверия . Сейчас их деятельность носит разрозненный и мало конструктивный характер , и их политическое влияние не велико .

д ) Последняя по порядку , но не по значимости , часть российской элиты и субэлиты представлена лицами , активно сотрудничающими или даже принадлежащими к криминальному миру . Именно эта группа ответственна за крупномасштабное расхищение национальных богатств , незаконный вывоз российского капитала , разжигание и затягивание военных конфликтов , нелегальную торговлю оружием и наркотиками и многие другие деяния , способствующие затягиванию системного кризиса общества и препятствующие проведению требуемых реформ . Практическая безнаказанность преступлений , совершенных этими людьми , и их безбедное существование можно объяснить лишь длительным и , по - видимому , сохранившимся до сих пор сращиванием высших эшелонов власти с организованной преступностью .

Средние слои . В составе средней , или серединной части нашего общества выделяются три больших группы , которые могут претендовать на роль элементов его трансформационной структуры . Это :

  • во - первых , среднее звено бюрократии , заинтересованное в усилении и авторитаризации государственного регулирования всех сфер общественной жизни и , прежде всего , экономики как источника коррупционных доходов ;
  • во - вторых , бизнес - слой , состоящий из мелких и средних предпринимателей – собственников и менеджеров предприятий и фирм , а также профессионалов делового профиля ( банковских работников , риэлтеров , коммерсантов , дилеров , брокеров и т . д .);
  • в - третьих , более квалифицированная , социально востребованная и в основном адаптировавшиеся к рыночным условиям часть специалистов технического , социального и гуманитарного профиля , так называемые профессионалы .

Представителям двух последних групп реформы принесли экономическую и социальную свободу , возможность самостоятельно повышать свое благосостояние и социальный статус с помощью эффективного высоко профессионального труда . Поэтому они в основном поддерживают рыночные преобразования , сетуя , главным образом , на чрезмерные налоги , коррумпированность и произвол чиновников , недостаток государственной защиты и поддержки . Деятельность этих групп в целом способствует развитию конкурентной экономики , а также все более прочному вживлению рыночных отношений в общественный организм .

Базовый и нижний слои . Эти наиболее массовые слои объединяют более двух третей россиян . С точки зрения участия в трансформационном процессе , их состав неоднороден : здесь выделяются три главных группы .

Первую составляют представители бывшего советского среднего слоя . Это массовая интеллигенция , когда - то с энтузиазмом поддержавшая Перестройку и ставшая ее социальной опорой , а позже вытесненная номенклатурой и бюрократией из сферы политической активности . Современные ориентации этой группы разнообразны , но значительная часть ее членов тяготеет к социал - демократическим ценностям . Цель социальных преобразований в России видится им в обновленном социализме или социальном рыночном государстве .

Вторую часть базового слоя составляют относительно адаптировавшиеся к новым условиям рабочие , крестьяне и служащие , а также та часть специалистов , которой пришлось наиболее туго . Представители этой группы озабочены в первую очередь поддержанием своего личного и семейного статуса , адаптацией к новым условиям . С точки зрения общественных интересов , их адаптационные стратегии могут носить как конструктивный , так и деструктивный характер . Преобладание того или другого типа массовых поведенческих стратегий влияет на результаты трансформации общества , хотя большинство относящихся к этой группе акторов вряд ли отдает себе в этом отчет и имеет четкие политические взгляды . Их поведение носит прагматический характер и преследует преимущественно частные интересы .

Третья группа объединяет наименее образованных , социально слабых представителей базового и нижнего слоев . Она составляет примерно четверть россиян и может быть названа консервативно - периферийной . В нее входят люди , не сумевшие адаптироваться к общественным переменам , частично из - за ограниченности личных ресурсов , частично же потому , что им оказались чужды индивидуалистические ценности успеха , самостоятельности , ответственности и риска . Они по - прежнему ориентируются на помощь государства и , не получая её , испытывают лишь растерянность , тревогу и страх .

Андерслой или социальное дно . Помимо названных мною слоев , в российском обществе существует обширное социальное дно , разделяющееся на две больших группы .

Первой является люмпенизированная маргинально - периферийная группа , представители которой в целом не нарушают законов ( во всяком случае , злостно ), но социально и культурно отчуждены от «большого общества» и , в свою очередь , им отвергнуты . В этой среде преобладают регрессивные , деградационные способы поведения , чреватые потерей социального статуса , самоизоляцией , разрывом социальных связей , примитивизацией образа жизни . Будучи поставлена на порог выживания , эта группа служит питательной средой и ресурсной базой преступности .

Другую часть социального дна составляет широкое основание криминального мира , о верхушке которого я уже говорила . Его составляют люди , занятые сравнительно мелкой и исполнительской криминальной деятельностью . Многие из них участвуют на второстепенных ролях в организованной преступности . Расширяющееся криминальное дно , быть может , не очень заметно , но неуклонно подтачивает моральные , правовые и институциональные основы общественной жизни . Своей деятельностью оно наносит обществу большой вред , подрывая веру большинства населения в возможность наведения порядка и установления хотя бы какой - то справедливости .

Таковы основные элементы трансформационной структуры современной России . На мой взгляд , даже простой их перечень говорит о ее не слишком высоком качестве . Для более надёжной ее оценки надо знать количественное соотношение формирующих ее групп , их реальные ( не декларативные ) социально - политические установки , имеющиеся у них экономические и властные ресурсы , а также характер и механизмы их взаимодействий друг с другом . Чтобы все это выяснить , требуются специальные эмпирические исследования . Свою же задачу я пока ограничиваю привлечением внимания научной общественности к этой теоретически и практически актуальной проблеме .

5. Факторы динамики трансформационной структуры

Общение с российскими реформаторами начала 1990- х годов убедило меня в технократическом типе их мышления . На мой взгляд , они не только не понимали , но вовсе не стремились понять социальные механизмы преобразования общества , полагая , по - видимому , что обладание политической властью позволяет делать с обществом все , что считаешь нужным . Особенно же , насильно тащить его к «счастью» , разумеется , в понимании реформаторов . Реализация такой политики привела к резкому обострению социальных проблем , которое реформаторам следовало бы воспринять как сигнал о необходимости изменения политики . Но они оценили возникшее социальное недовольство лишь как досадную помеху к осуществлению своих макроэкономических замыслов . Экономическая стратегия ни одного из правительств ельцинского периода не включала социальной политики , учитывавшей интересы народа . Фактические же сдвиги в его положении отражали не заранее планировавшиеся результаты , а лишь побочные последствия реформ , носивших принципиально асоциальный характер .

Последовавшее затем переключение внимания власти с реформ на решение текущих проблем стабилизации экономики , латание разнообразных дыр , межгрупповую борьбу и укрепление личных позиций , в конце концов , привело к потере стратегических ориентиров . Российское общество , застрявшее между двух социальных систем , стало объектом неуправляемого развития , что оказало разрушительное влияние как на его институциональную систему , так и на многие стороны социальной структуры .

Так , либерализация механизмов восходящей социальной мобильности обусловила приток в верхние слои более дееспособных и квалифицированных людей . Но , во - первых , после всплеска восходящей мобильности в 1991-93 годах верхние слои общества стали все больше закрываться для пополнения свежими силами «снизу» , так что оно почти прекратилось . Во - вторых же , произошла делегитимизация этого процесса , в результате которой правящая элита пополнилась массой случайных людей , включая выходцев из криминальной среды . Отсюда – ее низкое социальное качество как субъекта стратегического управления обществом .

Многократно усилилась социальная и культурная поляризация верхов и низов . Квинтильный коэффициент дифференциации доходов ( отражающий соотношение доходов верхней и нижней 20- процентных групп по доходам ) возрос с 2,5-3 раз в конце 1980- х до 7-9 раз в настоящее время . Зона бедности за это же время расширилась с 18 до 40-50%. Усилились процессы люмпенизации и социального исключения слабых групп населения , резко расширилось социальное дно .

Существенно ослабела ( даже в сравнении с советским временем , когда она тоже была не достаточной ) зависимость доходов от способностей , личных усилий и качества труда работников . По данным социологов , эту зависимость ощущают лишь 7% россиян . Примерно такая же доля их верит , что добросовестная квалифицированная работа может служить дорогой к жизненному успеху . Теперь в качестве главных факторов успеха чаще всего рассматриваются богатство и связи . Усилилась и роль таких прескриптивных демографических признаков , как пол , возраст , состояние здоровья , этническая принадлежность .

Менее эффективно используется трудовой , квалификационный и интеллектуальный потенциал общества . Широко распространена безработица ( особенно , в малых городах и селе ), натурализовались и архаизировались многие производственные и социально - экономические практики .

В сфере образования борются две не уравновешивающих друг друга противоположных тенденции . В мегаполисах , столичных и преуспевающих регионах , крупнейших городах , а также частном секторе экономики растет потребность в высоко квалифицированном труде , спрос на профессионалов высокого класса , свободно владеющих иностранными языками , компьютером , умеющими использовать Интернет , общаться на равных с иностранными коллегами . Это формирует значительный спрос молодежи на высококачественное обучение , что , в свою очередь , стимулирует совершенствование системы образования .

Однако в основной части страны – провинции , периферии , сельской местности , а также в бюджетных отраслях экономики квалифицированные кадры не находят себе применения , и система образования разваливается . Впервые за многие десятилетия уровень всеобщего обязательного образования снижен с 11 до 9 лет , причем заметная часть подростков покидает школу , не закончив 9- ти классов . Эта тенденция угрожает снижением человеческого потенциала общества , высоким уровнем которого не без основания гордилась Россия .

Наконец , усилилась мозаичность социальной структуры . В частном и государственном секторах экономики , в разных отраслях , финансово - промышленных группах , регионах действуют относительно автономные , независимые системы социальной стратификации и мобильности . Это разрушает традиционные институты восходящей мобильности через такие каналы , как повышение образования , рост квалификации , накопление профессионального опыта , которые прежде играли роль сита , пропускающего «наверх» наиболее способных , знающих и предприимчивых граждан . Понятно , что все эти тенденции отрицательно повлияли на трансформационную структуру общества .

Подытоживая , можно сказать , что за годы реформ российское общество не только не решило жизненно важных для него проблем , но и не приобрело тех качеств , которые сделали бы его более сильным и действенным субъектом социальных преобразований . Для этого ему не хватает , во - первых , социальной и культурно - политической интегрированности и , во - вторых , социального здоровья , жизненной активности или , если воспользоваться термином Гумилева , пассионарности . Социальное настроение россиян за 10 лет реформ ухудшилось , у них накопилась большая усталость , катастрофически упало доверие к институтам власти ( исключение – феномен Путина ), исчезла какая - либо уверенность в будущем , возникло массовое разочарование в либерально - демократических ценностях . В результате большинство населения стало рассматривать реформы как чуждые и враждебные своим интересам . Наблюдавшаяся в начале 1990- х годов готовность участвовать в социальных преобразованиях сменилась ностальгией по прежней системе . Иными словами , иннновационно - реформаторский потенциал нашего общества не только не возрос , но и заметно снизился .

6. Пути совершенствования трансформационной структуры

Все это означает , что в стране за прошедшие годы так и не успел сформироваться социальный макросубъект , не только заинтересованный в завершении демократических реформ , но и достаточно интегрированный и мощный , чтобы решить эту задачу практически .

В силу этого основным ( если не единственным ) субъектом стратегических преобразований , необходимых для преодоления кризиса , остается правящая элита , по - прежнему социально противопоставленная обществу , не привыкшая вести с ним диалог и действующая в своих интересах . Но ее возможности ограничены . Своими собственными силами она , в лучшем случае , в состоянии перестроить формально - правовую верхушку институтов власти и собственности , не затрагивая их социокультурного основания , реализующегося в конкретных практиках .

Для того же , чтобы реально задействовать новые институты и заставить их эффективно работать , требуются усилия всех слоев общества . Значит , наряду с проведением экономических и иных реформ , необходимы специальные меры , направленные на расширение социальной базы преобразований . Я вижу три связанных с этим задачи , потенциально адресованных соответственно верхнему , среднему и базовому слоям общества .

Первая – и наиболее трудная – связана с легитимизацией властно - управленческой деятельности элиты в глазах общества . Чтобы восстановить его доверие к власти , необходимо обеспечить строгую и неуклонную ответственность ее представителей как за прямые результаты , так и за косвенные последствия принимаемых и реализуемых решений . В настоящее время такой ответственности нет , и позитивных сдвигов в этом направлении не видно ( пример «Курска» ).

Нужно последовательно добиваться фактического ( а не формального ) отделения власти от бизнеса , преодолевать прямую и очевидную зависимость органов правосудия от исполнительной власти , последовательно бороться с «телефонным правом» , избирательным применением мер пресечения и наказания , коррупцией и противоправными практиками в самой системе правосудия . На мой взгляд , это единственный путь к преодолению пропасти между народом и властью .

Вторая задача – создать , наконец , благоприятные условия для становления и развития средних слоев путем институциональной , финансовой и информационной поддержки мелкой и средней предпринимательской и иной социально инновационной деятельности в реальной и социальной сферах экономики . Не менее важно и содействие развитию и активизации структур гражданского общества .

Наконец , для повышения общественной активности наиболее массового базового слоя общества необходимо улучшить его социально - экономическое положение , в первую очередь , упорядочить и придать правовой характер отношениям в сфере труда и занятости . Ведь именно они определяют уровень , образ и качество жизни большинства россиян . В настоящее время значительная часть трудовых практик носит неправовой характер , в результате чего ущемляются интересы , с одной стороны , работников наемного труда , а с другой , государства . Необходимо не на словах , а на деле гарантировать конституционные социально - экономические права трудящихся как в государственном , так и в частном секторах экономики , содействовать развитию отношений социального партнерства труда и капитала , сокращению безработицы и пр .

Решение этих , безусловно , сложных задач возможно лишь при условии , что власть захочет и сумеет изменить свои отношения с обществом и приложит к этому достаточные усилия . Сейчас новому Президенту России доверяют почти три четверти граждан . Однако , по мнению социологов , это – не рациональная реакция населения на совершаемые Президентом поступки и действия , а скорее , концентрированное выражение надежды изверившегося в своем будущем и отчаявшегося народа . Длительное сохранение такого доверия могло бы заметно облегчить и ускорить процесс оздоровления нашего больного общества , решение стоящих перед ним проблем . Но для этого требуются такая честность и открытость по отношению к россиянам , которой ни Президент , ни Правительство пока не проявляют . Как содержание , так и мотивация предпринимаемых властью действий должны носить прозрачный характер , принципиальные решения – обосновываться , разъясняться и обсуждаться , а неизбежные ошибки – признаваться и подвергаться самокритичному анализу . Необходима и стратегическая программа , цель которой была бы близка и понятна широким массам , а средства – легитимны и реалистичны .

Вопрос , следовательно , заключается в том , найдутся ли у российской элиты требуемые волевые , интеллектуальные и нравственные ресурсы . Ответить на него не легко , на самом деле это может показать только будущее . Лично у меня некоторая надежда на движение в желаемом направлении есть , но , на мой взгляд , она довольно хрупка .

наверх страницынаверх страницы на верх страницы

Web Researching Center © Библиотека учебной и научной литературы, 2000-2012