Книги2 383
Статьи2 537
Новые поступления0
Весь каталог4 920
Поиск




Рекомендуем прочитать
Фихте И.Г.
Основа общего наукоучения
В работе "Основа общего наукоучения" Фихте, один из виднейших представителей немецкой трансцендентально-критической философии, составивший эпоху последовательным проведением трансцендентального субъективного идеализма, представил идеалистическое развитие критической философии Канта.

Высшее образование
Если вы хотите получить первое или второе высшее образование не выходя из дома, мы рекомендуем поступить в Гуманитарный Интернет Университет.
Полезный совет

На странице "Библиография" Вы можете сформировать библиографический список. Очень удобная вещь!

Алфавитный каталог
по названию произведения
по фамилии автора
 
А/ Б/ В/ Г/ Д/ Е/ Ж/ З/ И/ Й/ К/ Л/ М/ Н/ О/ П/ Р/ С/ Т/ У/ Ф/ Х/ Ц/ Ч/ Ш/ Щ/ Э/ Ю/ Я/
АвторГрисюк С.В.
НазваниеКто в доме хозяин?
Год издания2007
РазделСтатьи
Рейтинг0.03 из 10.00
Zip архивскачать (450 Кб)
  Поиск по произведению

Кто в доме хозяин?

Объективные законы и управленческий волюнтаризм.

Как человеку хочется быть свободным! Ни от кого не зависеть. Действовать исключительно под влиянием собственных желаний, ни с кем и ни с чем не согласовываясь. Иметь всё, что только пожелаешь, не неся ответственности и не рискуя. Помните: «Выпьем за то, чтобы у нас всё было и чтобы нам за это ничего не было!»

Но «жестокая» действительность не оставляет места иллюзиям. Мы живём в царстве необходимости, причем последняя чаще всего оборачивается худшим своим проявлением – принуждением. «Хочу» и «надо» («необходимо») не совпадают с постоянством, достойным лучшего применения. Вот и приходится жить в горьком осознании того, что о свободе можно лишь мечтать.

За последние 4 – 5 тысячелетий люди придумали сотни пессимистических по сути, теоретических объяснений и обоснований неизбежности и принципиальной непреодолимости принуждения в земной жизни. Всю глубину связанных с этим физических и нравственных страданий, пожалуй, лучше других передал И. Ефремов. Писатель– фантаст, выдающийся ученый, один из последних энциклопедистов XX века сформулировал основные положения так называемой теории инфернальности. Однако, в отличие от своих предшественников, И. Ефремов преследовал цель не просто описать тяготы и несправедливость земного бытия, но предложить научно обоснованный и глубоко продуманный способ, по сути дела программу, построения общества, базирующегося на принципах свободы (см. И. Еф-ремов «Час быка»).

Мечта о свободе остается несбыточной до тех пор, пока человек в процессе индивидуального личностного развития не обнаруживает в необходимости, определяющей всю его жизнь, глубинных причинно-следственных связей. Осознание не случайности, но закономерности происходящего позволяет понять принуждение как следствие собственной неразумности и неорганизованности.

Наша жизнедеятельность детерминируется не какой-то абстрактной необходимостью, но конкретными законами, т.е. устойчиво повторяющимися связями между явлениями. Обнаружить закон, интериоризировать (усвоить его сущность, признать объективный характер, принять) и использовать в практической деятельности – значит освободиться от принуждения, вырваться из-под гнёта необходимости.

Можно ли управлять, не опираясь на знание законов природы, общества и мышления? Вероятно можно. Но будет ли подобное управление эффективным? Вряд ли. Между тем, попытайтесь ответить чётко и конкретно: на какие именно законы Вы опираетесь в процессе управления? Мой опыт общения с руководителями однозначно свидетельствует, получить сколько-нибудь вразумительный ответ, как правило, не удается. Нет его и в учебниках по управлению. Вот и оказывается, что управление сегодня – чистой воды волюнтаризм. Принимая решения, обычно руководствуются соображениями типа: я так хочу, мне это больше нравится, я считаю, что это правильно и т.п. Ни о каких законах речь не идет. Господствует слепая невежественная вера в волевое решение. Особенно, если последнее зафиксировано на бумаге. Однако, познание законов необходимо, если мы хотим управлять на деле, а не только в собственном воображении.

Злая диалектика

Вспомните, что Вы переживаете, когда принимаемое Вами решение наталкивается на сопротивление: одни сомневаются, другие иронически ухмыляются, а третьи и вовсе считают Ваше решение глупостью. Очень неприятно! Раздражаетесь, сердитесь, а то и гневаетесь! И хочется всё объяснить непрофессионализмом, нерадивостью, незаинтересованностью, дурным характером и т.п. сотрудников и партнёров. Огорчает и настораживает устойчивая повторяемость подобных ситуаций. Никак не удаётся списать всё на случайности.

Именно так проявляется закон внутренних противоречий или единства и борьбы противоположностей – один из важнейших законов диалектики. Противоречия создают питательную среду для изменений, совершенствующих систему, выступают в качестве основной причины развития. Если Вы уничтожите инакомыслие, ликвидируете свободу мнений и добьётесь полного единодушия, можете быть уверены – деградация управляемой Вами организации неизбежна. Снижение уровня разнообразия мнений закономерно порождает застой и упадок.

Нередко мне приходится наблюдать как у руководителей разных уровней «опускаются руки». Усталость и разочарование возникают от того, что все усилия и немалые затраты материальных, финансовых, временных и личностных ресурсов кажутся напрасными. Желаемые изменения не происходят, а поставленные цели не достигаются.

Однако не стоит спешить с выводами. Вовсе не обязательно, что стратегия и план действий ошибочны. Так может проявляться закон перехода количественных изменений в качественные – ещё один закон диалектики развития.

Система, подвергающаяся изменяющим воздействиям, не сразу и не вдруг откликается соответствующими собственными изменениями. Она располагает так называемым гомеостатическим механизмом, который выражается в способности системы сохранять свою неизменность (качественную определённость) до тех пор, пока не произойдут необходимые количественные изменения. Опираясь на понимание сущности данного закона, обнаруживая признаки его действия в конкретной ситуации, возможно обеспечить запрограммированное достижение цели и повысить общую эффективность процесса управления.

Чрезвычайно часто о себе напоминает ещё один диалектический закон – отрицания отрицания.

Большинству из нас хорошо знакомы негативные переживания (озабоченность, беспокойство, даже тревога), испытываемые в момент осознания необходимости внесения каких-либо изменений в, казалось бы, отлаженную систему. При этом неизбежно вспоминаются вековые истины, например: от добра добра не ищут. Однако неумолимая логика развития требует отказа от привычного и устоявшегося. Успех, благополучие, комфорт приятны, но не постоянны. Откажешься от изменений – остановишься в развитии и внезапно обнаружишь себя на обочине.

Среди свойств, отличающих успешного менеджера, зачастую называют склонность к разумному риску, способность принимать решения в условиях неопределённости, смелость, решительность, умение сделать шаг в неизвестность. Но при этом мало кто понимает, что все эти свойства имеют под собой в качестве основы интуитивное понимание механизма действия закона отрицания отрицания.

Диалектические законы носят всеобщий и объективный характер. Осознаём мы это или нет, но они детерминируют все без исключения процессы, протекающие в природе, обществе и мышлении. Для того чтобы эффективно управлять этими процессами, нам необходимо точно, конкретно и своевременно обнаруживать действие законов диалектики. Такие задачи способна решать лишь высокоразвитая личность, являющаяся продуктом сложного процесса образования и воспитания, организуемого и направляемого обществом. В последние десятилетия как в мире в целом, так и в нашей стране наблюдается устойчивая тенденция замещения в структуре образовательных программ фундаментальных знаний ориентацией на формирование конкретных умений и навыков. Например, заклеймив марксистско–ленинскую материалистическую диалектику как глубоко ошибочную, из программ как средней, так и высшей школы выбросили изучение и законов диалектики. Как это зачастую бывает, вместе с водой выплеснули и младенца. Вот и оказывается, что сегодня о существовании этих законов знают лишь единицы из числа наиболее заинтересованных и въедливых студентов. Откуда же взяться менеджеру вооруженному диалектическим знанием?

Великий закон усреднения

Вы никогда не задумывались, почему выдающиеся достижения в области науки, литературы, искусства, архитектуры и т.п. крайне редко заслуживают одобрения большинства? И напротив, модными и привлекательными для большинства оказываются явления посредственные.

В мире действует закон усреднения. В соответствии с ним, распределение большинства феноменов является «нормальным» или гауссовым. Какой бы области бытия мы ни коснулись, неизменно обнаруживается действие этого закона. Он задаёт коридор требований, который пропускает лишь то, что им отвечает. Прочие феномены, не соответствующие предъявляемым требованиям, отбрасываются, отсекаются, блокируются и т.п. тем жёстче, чем заметнее их отличие от среднего, общепринятого. При этом более совершенные, высокоорганизованные, прекрасные нередко подвергаются агрессии и разрушению. Действием данного закона почти нацело объясняется всё, что происходит в сфере массовой культуры или, ещё шире – в сфере массового потребления.

Подчиняется ему и сфера управления. Вы наверняка неоднократно замечали, что оригинальное, нетрадиционное решение крайне редко получает безоговорочную поддержку. Напротив, всеобщего одобрения заслуживает привычное и очевидное (усреднённое, а потому и близкое большинству).

Реализуя то или иное управленческое решение, без учёта закона усреднения, неизбежно наталкиваешься на серьёзные препятствия, которые могут оказаться непреодолимыми, несмотря на значительные затраты ресурсов. И напротив, стратегия достижения цели, основанная на понимании данного закона, будет более эффективной.

Закон эквивалентного обмена

В качестве одного из важнейших всеобщих свойств явлений, наблюдаемых нами в природе, обществе и мышлении выступает неоднородность. В частности, в экономике данное свойство обнаруживается на каждом шагу. Неоднородность распределения собственности, размещения промышленных и сельскохозяйственных предприятий, плотности торговых и транспортных сетей и т.п. образует определяющее условие для возникновения процесса обмена. Перераспределение информации, энергии, вещества происходит постольку, поскольку существует неоднородность. Причём процессы обмена в предельном своём выражении стремятся к эквивалентности (принцип эквивалентности).

Проекциями закона эквивалентного обмена в природе являются законы сохранения; в социальных системах, в частности в экономике, - закон стоимости, предельных издержек, усреднения нормы прибыли и т.д.

В сфере управления данный закон действует столь же непреложно. Его нарушение влечёт снижение уровня эффективности, вследствие чего может быть лишь временным. Например, общество регулярно проявляет беспокойство по поводу постоянного увеличения затрат, связанных с государственным управлением. Между тем, закон эквивалентного обмена и в этой сфере проявляется довольно жёстко. Если государственные институты в течение сколько-нибудь продолжительного времени затрачивают непропорционально много ресурсов, в сравнении с объёмом выполняемых ими функций, в обществе нарастает тенденция, выражающаяся в уклонении от уплаты налогов. При этом попытки государства пресечь подобное поведение гражданского общества оказываются абсолютно неэффективными.

На уровне системы управления отдельной компании данный закон проявляется столь же постоянно и неизменно. Если руководство регулярно нарушает принцип эквивалентности вознаграждения в соответствии с количеством и качеством труда, трудовая активность работников закономерно снижается, тем самым эквивалентность обмена восстанавливается. Дефицит заботы и внимания со стороны руководителей порождает в конечном счёте эквивалентное снижение трудового энтузиазма и заинтересованности в труде в среде рядовых сотрудников.

Аналогичных примеров можно привести бесконечное множество. Это свидетельствует об огромном значении, которое имеет закон эквивалентного обмена. Своевременно обнаруживая действие данного закона, руководитель получает реальную возможность избежать многих проблем.

Закон неравномерности развития.

Описанная выше неоднородность проявлений мира является следствием процесса системообразования. Системность – способ существования мира. До сих пор не обнаружено ни единого несистемного феномена. Однако процесс системообразования отличается ярко выраженной неравномерностью. Вследствие этого принципиально невозможно найти хотя бы две системы, имеющие абсолютно одинаковый уровень развития. Неравномерность развития, таким образом, проявляется как всеобщий закон.

В процессе системообразования возникает всё бесконечное разнообразие индивидуальных черт, свойств и особенностей с которыми мы постоянно сталкиваемся, в том числе и принимая управленческие решения. Зачастую мы не учитываем этого разнообразия и ожидаем, что наши управленческие воздействия должны адекватно и, самое главное, одинаково восприниматься всеми без исключения объектами управления. Но реальность не оправдывает этих ожиданий. Реакции оказываются не только не одинаковыми, но подчас совершенно непредсказуемыми. Это нас огорчает, разочаровывает, а иногда приводит в отчаяние. Отчего же? Всё дело в том, что мы не принимаем и не учитываем объективную реальность неоднородности мира, порождаемой действием закона неравномерности развития.

Незнание либо игнорирование данного закона создаёт в процессе управления немало проблем. Например, не удаётся даже приблизительно оценить затраты ресурсов, необходимых для достижения поставленных управленческих целей. Возникают, как уже было указано выше, значительные эмоциональные издержки. Закономерно снижается качество межличностных отношений (вплоть до возникновения конфликтов). Одним словом, дорого это обходится организации.

* * * * *

Тесные рамки журнальной статьи, по сути дела, дают возможность лишь обозначить тему. Описание каждого из вышеназванных законов по необходимости носит конспективный характер. Между тем, изучением объективных законов, а также специфики их действия в процессе управления, я и мои коллеги занимаемся более 20 лет. Накопленные при этом материалы и опыт обобщены в виде лекционных и семинарских курсов. Приобретённые знания используются нами также в процессе реализации конкретных консалтинговых проектов.

наверх страницынаверх страницы на верх страницы

Web Researching Center © Библиотека учебной и научной литературы, 2000-2012